▲ Наверх
x

Закрыть специальности

Многообразие таланта

Александр Борисович Матвеев
доктор технических наук, действительный член Российской Академии Электротехнических наук, профессор кафедры светотехники ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ». Годы жизни 2.01.1926 – 22.01.2008

Матвеев Александр Борисович родился 2 января 1926г. в Москве, в семье русских интеллигентов. Его отец – Борис Степанович Матвеев заслуженный деятель науки РФ, профессор, заведующий кафедрой зоологии МГУ. Зоолог с мировым именем, автор учебника для вузов «Зоология», который был настольной книгой для многих поколений студентов МГУ и других вузов. Это был высокообразованный, эрудированный, общительный человек, увлекающийся как наукой, так и искусством. Мать – Елена Васильевна, не уступала отцу в широте знаний и интересов, кандидат биологических наук, работала в НИИ в г. Пущино под Москвой. У них был довольно широкий круг знакомых среди учёных, писателей, театральных деятелей. В семье любили вспоминать, что Борис Степанович послужил прототипом одного из героев замечательного русского писателя М.А. Булгакова в его рассказе «Роковые яйца» (персонаж «ассистента на кафедре»). Семья Матвеевых жила на Маховой улице, на первом этаже дома, где в настоящее время располагается зоологический музей МГУ. Во время Великой Отечественной войны отец Матвеева несколько лет работал директором этого музея.

Елена Васильевна много сил и энергии отдавала разностороннему воспитанию своих детей. Их было двое, старший – Александр и младшая – Анна. С детства детей учили рисовать, лепить, петь, танцевать, играть на пианино. Была приглашена профессиональная балерина, которая преподавала бальные танцы. На эти занятия, как правило, приглашались дети знакомых и соседей, освобождалась от мебели одна комната и мама играла на пианино. В доме часто вслух читали поэзию и прозу. Саша и Аня учили с детства немецкий язык, причём с ними занималась немка, которая приехала в нашу страну из Германии. Немецкий язык Александр Борисович знал в совершенстве и когда в зрелые годы посетил Германию, свободно разговаривал с коллегами, а те поражались его чистейшему берлинскому выговору. Способность к языкам позволила в дальнейшем Матвееву изучить английский (разговорный и технический) и французский (чтение и перевод).

Самыми любимыми местами в детстве для маленького Александра были Московская Государственная консерватория и МХАТ им. А.П. Чехова. В праздники и на дни рождения в доме Матвеевых устраивали домашние спектакли. В них участвовали все и взрослые и дети. Бабушка и мама шили костюмы, Александр – делал декорации и разучивал роли. Во время представления танцевали, читали стихи и прозу, разыгрывали миниатюры. Спектакли устраивали вплоть до 1947г. С детства Александр любил рисовать, делать из бумаги, картона и вспомогательного материала то, что видел вокруг себя, или те образы, которые возникали в голове после прочтения книги или просмотра спектакля. Мама рано заметила способности сына, старалась их развивать. Она писала в своём дневнике о пятилетнем Сашеньке, что он очень хорошо рисует, чувствует перспективу и композицию, похуже работает с цветом, очевидно, он станет театральным художником. Пророчество матушки сбылось.

В юности Александр Борисович много читал, знал классическую и современную литературу, интересовался публикациями в периодической печати. В 16 лет мама отвела его к Ивану Яковлевичу Гремиславскому (сподвижнику К.С. Станиславского) в МХАТ им. А.П. Чехова. Показала макеты Сашеньки к театральным спектаклям. И.Я. Гремиславский очень заинтересовался одарённым юношей и разрешил ему посещать театральные мастерские МХАТа. С этого момента всё свободное после школы время А.Б. Матвеев проводил во МХАТе, помогал в изготовлении декораций, в постановке света на сцене. Именно в это время он познаёт театр изнутри, его закулисную жизнь, изучает способы и приёмы создания «чуда реальной жизни» на маленькой площадке сцены. В 1943 г. И.Я. Гремиславский создаёт новый театральный вуз – школу – студию при МХАТ. Одним из факультетов в этом вузе был театрально-постановочный, который готовил декораторов, художников-технологов сцены.

Надо отметить, что способности Александра Борисовича проявлялись не только в искусстве, он прекрасно знал физику и математику, а после сдачи выпускных экзаменов в школе получил аттестат с отличием. Но интересовал его театр, он никогда не хотел быть актёром, его манила сцена как возможность воплощения реальности в костюмах, декорациях, освещении. Он решает поступать в школу-студию МХАТ. Однако И.Я. Грамиславский отговаривает его. Основной довод – в театре нет дипломированных инженеров-светотехников, а без освещения сцена мертва, и советует Александру Борисовичу сначала получить образование на кафедре светотехники МЭИ. А.Б. Матвеев становится студентом МЭИ, и в 1949г. его заканчивает, получает диплом с отличием и специальность инженер-электрик по светотехнике. Свою мечту получить художественное образование он так же реализует. В 1946г. поступает в школу-студию МХАТ им. А.П. Чехова на театрально-постановочный факультет и с отличием оканчивает его в 1950г. по специальности художник-технолог сцены. Итак, параллельно он учился, причём блестяще, в двух вузах – МЭИ и школе-студии МХАТ, а тема его дипломного проекта в МЭИ звучала так: «Реконструкция сцены МХАТ». С самого начала творческого пути этого человека наука и искусство шли рядом, дополняя друг друга, он интуитивно соединял их в своей деятельности, что давало блестящие результаты.

В 1950г. Матвеев поступает в аспирантуру МЭИ, его руководителем стал замечательный человек, педагог и учёный заведующий кафедрой светотехники В.В. Мешков. Он заметил нестандартный подход юноши к решению технических задач. В.В. Мешков на протяжении многих лет совместной работы всегда поддерживал А.Б. Матвеева, своего любимого ученика и продолжателя его дела. В 1953г. Александр Борисович блестяще защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. В.В. Мешков приглашает его работать на кафедре. С 1953г. и до конца своих дней А.Б. Матвеев занимается педагогической и научной деятельностью на кафедре светотехники МЭИ и проходит все ступени роста от ассистента до профессора. Но его душа художника принадлежит театру, поэтому с 1950г. по совместительству он работает во МХАТе сначала художником-технологом сцены, а затем художником по свету, а в 1951 году переходит в Центральный Академический театр Советской армии (ныне ЦАТРА) и работает там до 1960г. художником-оформителем. Однако после того как постановлением Правительства в 1960г. было запрещено совместительство, А.Б. Матвеев переходит на постоянную работу, на кафедру светотехники МЭИ, а в театрах спектакли оформляет по договорам. Для Александра Борисовича театр был музой, источником не только вдохновения, но и научно-технических проблем, которые требовали своего решения.

Сначала это была проблема научного обоснования и разработки критериев подобия модели и натуры. Если спектакль идёт с декорациями, то на сцене необходимо создавать фрагменты комнаты, улицы, сада, морского берега и т.д., но так, чтобы зрители, сидящие в зале, приняли эти модели за натуральные объекты. Алгоритмы расчёта модели, подобной по зрительному восприятию натуре были получены и защищены А.Б. Матвеевым в его кандидатской диссертации. Но помимо геометрического фактора на зрительное восприятие объекта влияют его яркость и цветовое решение, структура и качество светового поля помещения. Как измерять зрительные ощущения, как их моделировать? Решению этих вопросов и посвятил свою научную деятельность А.Б. Матвеев. Работал с дипломниками, аспирантами, создавал установки для проведения экспериментальных исследований. Им вместе с учениками были проведены уникальные эксперименты по определению яркостных порогов при разных по яркости объектах и фонах. Установлена экспериментальная зависимость светлоты (как метрики ощущения яркости) и яркости (фотометрической величины) объекта. На оригинальной установке проведено измерение цветовых порогов и изучено влияние на них яркости и цветности фона. Эти исследования позволили А.Б. Матвееву разработать новую равноконтрастную систему цветовых ощущений, которая впервые учитывает как различие яркости объекта и фона, так и цветность самого фона. В ней удалось учесть некоторые психологические закономерности и явления, например, эффекты Эбнея, Гельмгольца-Кольрауша, Бецольда-Брюкке и Бецольда-Эбнея. Система вошла в качестве основной расчётной системы в целый ряд опубликованных рекомендаций по цветовой отделке помещений общественных и производственных зданий и в учебное пособие «Основ светотехники». Ч. 2, 1989 г. для вузов. Дальнейшие исследования показали, что новая равноконтрастная система позволяет решать многочисленные задачи, связанные с восприятием цветных объектов в телевидении, кино, полиграфии, сценической технике, компьютерной графике.

Широта взглядов, огромная эрудиция и талант позволили Александру Борисовичу получать оригинальные и нестандартные решения вопросов в различных направлениях науки и техники. Вот некоторые из них. В 60-е годы заведующий кафедрой В.В. Мешков разворачивает подготовку инженеров-светотехников по направлению искусственных источников света. А.Б. Матвееву поручают создать и читать курс «Теория люминесценции». Он прекрасно справляется с задачей, включает в эту дисциплину последние достижения физики и философии. С научной точки зрения его заинтересовала проблема влияния характера спектра люминесцентных ламп на качество передачи цвета объектов. Он проводит теоретические и экспериментальные исследования и показывает, что ухудшение цветопередачи определяется большим потоком линий ртути в спектре этих ламп. В дальнейшем его аспирантами был рассчитан и экспериментально апробирован оптимальный с точки зрения цветопередачи спектр люминесцентных ламп.

Для решения продовольственной программы в 70-е и 80-е годы прошлого века в стране большое внимание уделяется развитию сельского хозяйства. А.Б. Матвеев создаёт и читает студентам новый курс «Облучательные установки», в котором затрагиваются вопросы фотобиологического действия излучения оптического диапазона спектра на растения, животных и птиц, различных микроорганизмов. А в научном плане он начинает рассматривать проблему количественной оценки эффективности действия излучения на нелинейный приёмник. Именно к такому виду приёмника относятся практически все биологические объекты. А.Б. Матвеев предлагает алгоритм расчёта эффективности и доказывает справедливость такого похода на примере оценки урожайности редиса в зависимости от уровня освещённости и характера спектра освещающего источника света. Инженерная подготовка и детское увлечение макетированием позволили Александру Борисовичу рассчитать и создать макет светильника для облучения растений в теплицах с новой трёх электродной металлогалогенной лампой.

В 80-е годы, в стране разрабатываются новые нормы для освещения улиц, фасадов зданий, архитектурных объектов. Для решения этих вопросов очень необходим прибор, измеряющий яркость дорожного покрытия. А.Б. Матвеев рассчитывает этот прибор и в мастерской кафедры светотехники вместе с мастером и начальником лаборатории делает новый яркомер.

Многообразие источников света, применяемых для освещения интерьеров, жилых и общественных зданий, архитектурного наружного освещения и других объектов, в том числе и сцены театра, остро поставили перед светотехниками вопрос о качестве передачи цвета освещаемых объектов. Критерии оценки цветопередачи полиграфической продукции были сформулированы и исследованы профессором Н.Д. Нюбергом. Александр Борисович со своими учениками исследовал вопросы оценки цветопередачи искусственных источников света при освещении многоцветных объектов и интерьеров помещений. Был предложен метод оценки цветопередачи на базе разработанной А.Б. Матвеевым равноконтрастной цветовой системы и введённого показателя интегральной оценки цветопередачи.

В 1984г. А.Б. Матвеев защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук. Тема его работы «Теоретические и экспериментальные исследования метрики цветосветовой среды в светотехнике». В ней изложены основные принципы и алгоритмы расчёта зрительных ощущений при восприятии глубины, яркости, цвета, принципы моделирования светоцветовой среды, комфортной по зрительному восприятию. И до настоящего времени эта работа представляет собой целый кладезь новых идей и направлений исследования в светотехнике.

В последующие годы Александра Борисовича всё больше стали интересовать вопросы внедрения в техническое образование эстетических и художественных аспектов. Это было актуально, т.к. в Европе стало развиваться новое светотехническое направление - световой дизайн, которое требовало для своей реализации объединения технических, художественных, архитектурных, эстетических знаний. Впервые в мировой практики А.Б. Матвеев создаёт и читает курс лекций «Эстетика освещения». Это был очень важный шаг к объединению различных направлений технических наук и искусства.

Научная и педагогическая деятельность А.Б. Матвеева послужила основой создания на кафедре светотехники новой специализации – «Световая архитектура, дизайн и реклама». Специалисты по этому направлению и в настоящее время очень востребованы.

Мыслительный процесс у Александра Борисовича никогда не прекращался, у него всегда было много идей при решении задач в различных направлениях светотехники, физиологической оптики, колориметрии, фотобиологическому и фотохимическому действию излучения, физическому и математическому моделированию и т.д. Очень часто эти идеи опережали возможности их технической реализации. Если научная задача его привлекала, то он с увлечением, кропотливо находил её решение. Всегда работал с теми проблемами, которые его интересовали. В Александре Борисовиче поражала его научная честность и принципиальность. Он никогда не шёл на компромисс в науке и всегда аргументировано отстаивал свои взгляды или менял их, если оппонент умел доказать свою правоту.

В научном мире А.Б.Матвеев был безоговорочно признан. Он входил в состав многих специализированных советов по присуждениям докторских и кандидатских научных стипендий (Советы Московского Энергетического института, Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института, Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии и других). Был руководителем дивизиона «Зрение и цвет» Российского отделения Международной комиссии по освещению, постоянным автором и членом редколлегии научно-технического журнала «Светотехника». Постоянно участвовал как докладчик и член оргкомитета в светотехнических международных и российских конференциях различного уровня.

А.Б. Матвеева, как талантливого человека, окружали ученики, единомышленники и почитатели из разных вузов, научно-исследовательских институтов, проектных организаций г. Москвы и других городов по всей России. Но существовали также оппоненты и недоброжелатели. Много дискуссий, публичных баталий было у него с Д.А. Шкловером по вопросу создания равноконтрастной цветовой системы. Время доказало справедливость положений А.Б. Матвеева о том, что в основе равноконтрастной системы должна лежать физиологическая система КЗС, описывающая реакцию К, З, С – рецепторов сетчатки зрительной системы, и что переход в равноконтрастное пространство ощущений должен основываться на нелинейных преобразованиях, учитывающих различие в яркостях и цветностях объекта и фона. Не сложились взаимоотношения у А.Б. Матвеева с деканом факультета электронной техники МЭИ, а впоследствии заведующим кафедрой светотехники, д.т.н., профессором М.М. Гуторовым. Благодаря стараниям последнего защита докторской диссертации А.Б. Матвеева откладывалась в течение 5 лет, находились всё новые причины отсрочки, иногда даже не касающиеся самой работы.

Александр Борисович был всегда востребован как руководитель аспирантов. Но работать с ним было трудно, хотя его тезис, что аспирант сам должен выполнять работу, а руководитель только подправлять и оценивать, был совершенно правильным. Это воспитывало в будущем учёном смелость, упорство в преодолении трудностей, умение отстаивать свои взгляды. И при всём при этом Александр Борисович щедро делился со своими учениками новыми идеями.

Студенты (особенно студентки) обожали А.Б. Матвеева за его мягкость, тактичность, остроту ума. У него всегда было много дипломников, студенты были обязательными участниками выполнения научно-исследовательских работ, которыми руководил Александр Борисович на кафедре светотехники. Его подопечные выступали на «Неделях науки» МЭИ, а по окончании вуза, становились либо к.т.н., либо занимали ведущие должности в тех организациях, где они работали. Его помнят и любят иностранные студенты, выпускники кафедры, которые сейчас разбросаны по всему миру. Он организовал научный студенческий кружок «Современные проблемы колориметрии», который долго работал на кафедре в доперестроечное время.

Он большое внимание уделял учебно-методической работе на кафедре светотехники. Им прочитаны циклы лекций по многим учебным дисциплинам. Созданы новые курсы «Теория люминесценции», «Облучательные установки», «Физиологическая оптика», «Эстетика освещения», «Моделирование светоцветовой среды». Практически по всем курсам написаны учебные пособия. Постоянно участвовал в общественной жизни кафедры, был членом компартии, работал в партийном бюро факультета.

Многогранный талант и незаурядные способности не заразили Александра Борисовича «звёздной болезнью». Большая скромность, выдержанность, высокая культура, врождённая интеллигентность, доброжелательность выделяли этого человека среди других. Он никогда не отказывался помочь людям в том или ином трудном вопросе и в то же время ничто не могло заставить его отказаться от своих принципов. Он любил и ценил юмор, в дружеской компании участвовал в розыгрышах и сам разыгрывал своих друзей, причём делал всё очень тщательно, виртуозно, тонко и элегантно так, что переубедить «пострадавшего» в надуманности и неправдоподобности положения было очень трудно. В трудных ситуациях был очень выдержанным, никогда не опускался до скандалов. Любил и знал музыку, как классическую, так и эстрадную. Участвовал в обсуждении музыкальных произведений как профессионал.

Александр Борисович обладал потрясающей памятью и колоссальной работоспособностью. При оформлении спектакля необходимо было делать эскизы костюмов, чертежи декораций, собственноручно изготовлять макеты декораций, следить в мастерских за правильностью их выполнения в натуральную величину. И всё это в коротки сроки.

Отпуск они с женой, Галиной Васильевной Каменской, проводили либо, путешествуя по Крыму, где А.Б. Матвеев рисовал великолепные пейзажи, либо на байдарках с замечательной компанией энтузиастов (учёных, музыкантов, искусствоведов) по озёрам Карелии, Белому морю, по реке Хопёр и рекам Якутии. Он любил такой отдых, мог по 5 часов без отдыха работать вёслами. На стоянках его обязанностью было выложить камин, сделать столы. Камины он сооружал великолепные, как по качеству, так и по художественному оформлению. Руками мог делать практически всё. Его жена вспоминает, что за их совместную жизнь он создавал камины в походах, изготовлял столы, клал печки на даче себе и соседям, ремонтировал квартиру, сшил модные туфли на шпильке жене и шикарную шляпу, делал действующие макеты декораций к спектаклям, вкусно готовил мясо, получал помаду и пудру из подручных материалов и т.д.

Более 50 лет рядом с А.Б. Матвеевым была его жена Галина Васильевна Каменская. Очаровательная, яркая, жизнерадостная женщина, с огромным чувством юмора и собственного достоинства. Она была надёжным «тылом и опорой» на жизненном пути. Бесстрашно защищала своего Шуру в трудных ситуациях, заботилась и очень любила своего мужа, старалась делать в их совместной жизни больше праздников и приятных событий. Она так же, как и А.Б. Матвеев – выпускница кафедры светотехники МЭИ. В 1958-62 гг. работала художником по свету в экспериментально-сценической лаборатории МХАТ им. А.П. Чехова, разработала прибор для подсветки рампы РСП-ЧК, который выпускают до сих пор. Училась в аспирантуре под руководством профессора В.В. Мешкова, и в 1968г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль цветовой адаптации и индукции в проектировании цветового оформления промышленных интерьеров». Работала в НИИ стройфизики и ВНИИ охраны труда ВЦСПС, а с 1974 по 1991гг. была заведующей лабораторией электроосвещения ЦНИИЭП инженерного оборудования. Занималась научными исследованиями в области освещения общественных зданий, уличного освещения, цветовой отделки интерьеров, архитектурного освещения. С 1993 по 2007 гг. работала доцентом кафедры светотехники МЭИ, создала и читала курс лекций «Установки архитектурного освещения и световой рекламы». Выпустила целый ряд рекомендаций по цветовой отделке и наружному архитектурному освещению, которые вошли в действующие Строительные нормы и правила (СНиП 23-05-95*).

Работа художника оформителя в театре – сложная, очень трудоёмкая, разноплановая деятельность. С одной стороны - это простор для творчества, реализация своих возможностей и своего видения мира, с другой стороны – это кропотливая работа вместе с режиссёром, работниками сцены и театральных мастерских, «сражения» с художественным советом, который принимал или отвергал предлагаемое оформление спектакля. Радости и горести, взлёты и падения в этом завораживающем творческом процессе делила вместе с Александром Борисовичем его супруга Галина Васильевна Каменская. Она была первым зрителем, критиком и верным другом. Объездила вместе с ним все города, где проходили спектакли, оформленные Матвеевым. Ниже мы приводим воспоминания, написанные Галиной Васильевной, об этом периоде творчества её мужа.

«Матвеев как художник оформлял спектакли во многих ведущих театрах. Среди них: МХАТ СССР им. М. Горького, Малый театр, театр Сатиры, Московский театр Оперетты, Центральный театр Советской армии, Одесский государственный Украинский музыкально-драматический театр им. Октябрьской революции, Киевский государственный Русский драматический театр им. Леси Украинки, Белорусский театр им. Янки Купалы, театр им. Х. Нурадилова (Нальчик). Кроме того, он оформлял сцены для проведения эстрадных праздничных концертов.

На протяжении почти 30 лет, Александр Борисович работал с выдающимися режиссерами А. Поповым, Л. Тункелем, А. Шатриным, Б. Львовым-Анохиным, И. Ворошиловым, С. Колосовым, А. Харламовой, Н. Ольшевкой, Н. Соколовым и другими. А.Б. Матвеев оформил в общей сложности 42 спектакля.

Спектакли, оформленные художником А.Б. Матвеевым:

МХАТ
1. «Потерянный дом», С. Михалков 1951 г.
2. «Сердце не прощает», А. Сафронов 1954 г.
Малый театр
3. «Опасный спутник», А. Салынский 1954 г.
4. «Деньги», А. Сафронов 1956 г.
Театр Сатиры
5. «Судья в ловушке», Г. Филдинг 1954 г.
6. «Чужой ребенок», В. Шкваркин 1955 г.
Белорусский театр им. Янки Купалы
7. «Зыковы», М. Горький 1955 г.
8. «Вечный источник», Д. Зорин 1957 г.
Московский театр оперетты
9. «Простая девушка» (не выпущен) 1959 г.
ЦАТСА
10. «Наследники», С. Львов 1952 г.
11. «Стрекоза», М. Бараташвили 1953 г.
12. «Не было ни гроша, да вдруг алтын», А. Островский 1953 г.
13. «Извините, пожалуйста», А.Макаенок 1954 г.
14. «Варвары», М. Горький 1955 г.
15. «Офицеры», С. Васильев 1955 г.
16. «Отец и сын», Л. Тырина 1956 г.
17. «Фабричная девчонка», А. Володин 1956 г.
18. «Караван», И. Шток 1957 г.
19. «Моя семья», Э. де Филиппо 1957 г.
20. «Светлый май», Л. Зорин 1958 г.
21. «Люди, которых я видел», С. Смирнов 1958 г.
22. «Юстина» Х. Вуйолийоки 1958 г.
23. «Внук короля», Л. Шейнин 1959 г.
24. «Сережка с Малой Бронной», Ю. Шевкуненко 1959 г.
25. «Спать опасно», А Вердян 1959 г.
26. «Чужое место», А. Ставицкий 1959 г.
27. «Увидеть вовремя», Л. Зорин 1960 г.
28. «Левониха на орбите», А. Макаенок 1961 г.
29. «Признание в любви», А. Кузнецов 1961 г.
30. «Приглашение к подвигу», А. Зак, И. Кузнецов 1965 г.
31. «Нашествие», Л. Леонов 1967 г.
32. «Раскинулось море широко», Вс. Вишневский, Ал. Крон, Вс. Азаров 1970 г.
33. «Смена караулов», А. Кузмичев (не выпущен) 1970 г.
34. «Не беспокойся, мама», Н. Думбадзе 1971 г.
35. «Забыть Герострата», Г. Горин 1972 г.
Киевский русский драм. Театр им. Леси Украинки
36. «Океан», А. Штейн 1961 г.
37. «Центр нападения умрет на заре», Аг. Куссани 1962 г.
38. «Смерть Иоанна Грозного», А. Толстой (не выпущен) 1962 г.
39. «Между ливнями», А. Штейн 1964 г.
40. «Сколько лет, сколько зим», В. Панова 1966 г.
Одесский муз.-драм. Театр им. Октябрьской Революции
41. «Оптимистическая трагедия», Вс. Вишневский 1968 г.
Чечено-Ингушский театр им. Х. Нурадилова (Нальчик)
42. «Мастера», Р. Стоянов 1978 г.

Матвеев использовал различные стили в декорационном решении: от почти абстрактных («Внук короля»), откровенно условных («Центр нападения умрет на заре») до вполне реалистичных («Моя семья»).

Во многих картинных спектаклях часто использовался принцип единой установки, что позволяло без особых усилий и затрат времени кардинально менять место действия. Например, в спектакле «Океан», поставленном в театре им. Леси Украинки, о котором написала театровед О. Дзюбинская (журнал «Театр» №2, 1962 г).

«В «Океане» … первое слово пришлось бы сказать о режиссере Н.Соколове и художнике А.Матвееве, хотя это вовсе не внешний спектакль, талантливо продуманный и с блеском «сделанный», и нет в нем режиссерской лихости, нет ничего напоказ. Постановочное великолепие «Океана» – в художественной целостности, в ясной и мудрой композиции, в изобретательности. Корма военного корабля приподнялась – и образовался потолок обычной комнаты; опустилась книзу – и стала гранитной лестницей, а на горизонте вспыхнуло облако, занялось утро … Как бы сами собой без видимых усилий рождаются условия для жизни людей в спектакле».

Исследуя закономерности зрительного восприятия света, цвета, пространства и перспективы и прекрасно владея техникой и технологией сцены, Матвеев с успехом использовал эти результаты в своих постановках. Так в спектакле «Караван» в театре ЦАТСА в одной из картин действие происходит в глубине моря. Все зеркало сцены «наполнено колышущейся массой воды». В полутьме появляется подводная лодка, довольно просто смонтированная на подъемных столах на поворотном круге. Затем лодка всплывала, что достигалось незначительным подъемом столов, опусканием задника с линией морского горизонта и цветовыми эффектами и, это создавало полное ощущение появления лодки на поверхности моря. Эта картина неизменно сопровождалась аплодисментами зрителей в зале.

Какими бы разными по стилю не были декорации, они всегда помогали донести главную идею спектакля в режиссерской трактовке пьесы.

Будучи членом Всероссийского театрального общества (ВТО, ныне СТД) Александр Борисович принимал участие почти во всех ежегодных выставках с 1953 по 1971г. К сожалению, документальное подтверждение сохранилось только о следующих выставках.

Выставки

  1. Выставка работ молодых художников театра и кино г. Москвы 1953г.
  2. Всероссийская конференция художников театра. Выставка работ художников театра Российской Федерации 1962г.
  3. Московские художники театра и кино к XXII Съезду КПСС 1961г.
  4. Выставка работ московских театральных художников. Сезон 1964 – 1965г.
  5. Выставка работ московских театральных художников. Сезон 1966 – 1967г.
  6. Выставка работ московских театральных художников. Сезон 1967 – 1968г.
  7. Драматургия М. Горького в эскизах театральных художников (к 100-летию со дня рождения) 1968г.
  8. Выставка работ московских театральных художников к 50-летию

Советских вооруженных сил 1968г.

В выставках участвовали эскизы декораций:

  1. «Не было ни гроша, да вдруг алтын»;
  2. «Потерянный дом»;
  3. «Наследники»;
  4. «Стрекоза»;
  5. «Нашествие»;
  6. «Фабричная девчонка»;
  7. «Варвары» (осталось в музее им. М. Горького);
  8. «Сережка с Малой Бронной»;
  9. «Не беспокойся, мама»;
  10. «Опасный спутник»;
  11. «Оптимистическая трагедия».
  12. Океан

В 1968 стал лауреатом «Московской театральной весны» (вторая премия) за оформление спектакля «Светлый май» Л. Зорина в ЦТСА.

В 1967 участвовал в Эдинбургском театральном фестивале.

В 1964 – в Чехословацкой Социалистической Республике на международном симпозиуме по сценической технике и технологии. В 1968 в Болгарии читал лекции на семинаре заведующих электроосветительными цехами театров.

В коллекции работ Матвеева много этюдов, которые он писал с натуры летом во время отдыха. В основном это пейзажи с видами Крыма, Кавказа, средней полосы и Карелии. Большинство работ выполнено маслом на картоне, маслом на холсте, имеются также акварели на бумаге.

Стиль его работ со временем менялся от реалистического детализированного изображения до условно-обобщенного. Он любил писать во второй половине дня, когда резче обозначались тени, а также при рассеянном свете небосвода, при прямом солнечном свете у него всего несколько этюдов. Он очень точно умел передать колорит местности: южные пейзажи никогда не спутаешь со средне-русскими или с северными пейзажами. Его картины композиционно сбалансированы, точно выстроены перспективно, геометрически и колористически.

Он любил работать приглушенными цветовыми тонами, гармонизируя их по насыщенности, светлоте, занимаемой площади и контрастом между соседними цветами, т.е. по количеству цвета, что позволяло придать картине единый колорит.

Все это свидетельствует о профессионализме художника. Кроме того, в картинах чувствуется его душа, индивидуальность, они создают у зрителей свое, особенное настроение».

Талант и мастерство Александра Борисовича были отмечены общественностью. В 2007 году он стал членом Творческого союза профессиональных художников.

За всю свою творческую жизнь А.Б. Матвеев опубликовал более 150 работ, связанных с различными направлениями научной и педагогической деятельности, работой художника-оформителя и художника по свету.

В настоящей публикации представлены основные печатные работы этого замечательного деятеля науки и искусства.

Приношу искреннюю благодарность Галине Васильевне Каменской за все предоставленные материалы и помощь при написании настоящей статьи.

С.М. Лебедкова

Учебные пособия

  1. Мешков В.В., Матвеев А.Б. Основы светотехники: Учебное пособие для ВУЗов. Ч.2. Физиологическая оптика и колориметрия. – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.; Энергоатомиздат, 1989. – 432 с.
  2. Матвеев А.Б., Петров В.И. Нормирование осветительных установок, М.; МЭИ, 1979 . – 58 с.
  3. Матвеев А.Б., Петров В.И., Лебедкова С.М. Инженерные методы расчета светотехнических параметров осветительных установок – М.; МЭИ, 1984. – 98с.
  4. Матвеев А.Б., Лебедкова С.М., Петров В.И. Электрические облучательные установки фотобиологического действия – М.; МЭИ, 1990. – 100 с.
  5. Матвеев А.Б., Лебедкова С.М. Облучательные установки фотофизиологического и фотохимического действия – М.; МЭИ, 1996. – 90 с.

Статьи

  1. Матвеев А.Б. Номографический метод расчета сценических осветительных установок. Ж. Светотехника 1959, №4, с. 14-17.
  2. Матвеев А.Б., Тохадзе И.Л. Определение светлоты методом пороговых приращений. Ж. Светотехника 1956, №12, с. 10-14.
  3. Матвеев А.Б. Тело цветового охвата реальных красителей. Ж. Светотехника 1961, №1, с. 14-19.
  4. Матвеев А.Б. Зависимость уровня яркости макета от яркости объекта. Ж. Светотехника 1963, №2, с. 6-9.
  5. Матвеев А.Б. Проблемы построения равноконтрастного пространства. Ж. Светотехника 1964, №12, с. 1-6.
  6. Матвеев А.Б., Беляева Н.М. Равноконтрастная цветовая система. Ж. Светотехника 1965, №9, с. 1-6.
  7. Матвеев А.Б., Петров В.М. О некоторых закономерностях гармонических цветовых сочетаний. Ж. Светотехника 1968, №5, с. 7-11.
  8. Матвеев А.Б. Методы освещения спектакля. Ж. Светотехника 1965, №3, с. 10-14.
  9. Матвеев А.Б., Соколов Л.С. Прибор для измерения яркости дорожных покрытий. Ж. Светотехника 1971, №2, с. 14-15.
  10. Матвеев А.Б. Светотехнические проблемы в свете развития физиологии зрения и инженерной психологии. Ж. Светотехника 1970, №7, с. 4-7.
  11. Матвеев А.Б. Способы моделирования осветительных установок. Ж. Светотехника 1971, №10, с. 1-3.
  12. Матвеев А.Б., Беляева Н.М. К определению цветового различия при разных соотношениях яркостей объекта и фона. Ж. Светотехника 1971, №4, с. 12-15.
  13. Матвеев А.Б. О роли цвета в декоративном архитектурном освещении города. Ж. Светотехника 1974, №11, с. 8-9.
  14. Матвеев А.Б. О взаимосвязи творческих и технических проблем в архитектурной светотехнике. Ж. Светотехника 1975, №6, с. 8-9.
  15. Матвеев А.Б. Проблема оценки эффективности действия излучения. Ж. Светотехника 1979, №12, с. 19-20.
  16. Матвеев А.Б., Терешкович С.Г. Расчет коэффициента ослепленности от большой светящей поверхности. Ж. Светотехника 1981 с. 8-10.
  17. Матвеев А.Б., Лебедкова С.М. Оценка качества освещения по спектральному составу излучения. Ж. Светотехника 1982, №11, с. 11-13.
  18. Матвеев А.Б., Лебедкова С.М. О комплексной оценке качества светоцветовой среды. Ж. Светотехника 1984, №9, с. 1-3.
  19. Матвеев А.Б. Моделирование эффективности действия разноспектральных излучений на растения. Ж. Светотехника 1987, №7, с. 6-7.
  20. Матвеев А.Б. Индекс цветового постоянства для телевизионного студийного освещения. Ж. Светотехника 1990, №7, с. 1-2.
  21. Матвеев А.Б. Эстетика освещения. Ж. Светотехника, №4-5, с. 2-4.
  22. Матвеев А.Б. Изобразительное искусство, световой дизайн и эстетика. Ж. Светотехника 1999, №3, с. 21-24.
  23. Матвеев А.Б. Метрика световой среды в светотехнике. Ж. Светотехника 2003, №3, с. 38-41.
19.08.2017
Администратор
Администратор
Администратор сайта
Пользователей в сайте сейчас нет
пока не существует
Просмотров: 1754

Комментарии